Конституционный закон Республики Казахстан «О прокуратуре»

586 көрілім

Настоящий Конституционный закон регулирует общественные отношения в сфере организации и деятельности органов прокуратуры.

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Конституционное назначение прокуратуры

Прокуратура от имени государства в установленных настоящим Конституционным законом пределах и формах осуществляет высший надзор за соблюдением законности на территории Республики Казахстан, представляет интересы государства в суде и от имени государства осуществляет уголовное преследование.

Статья 2. Правовая основа деятельности органов прокуратуры

Правовую основу деятельности органов прокуратуры составляют  Конституция Республики Казахстан, настоящий Конституционный закон и иные нормативные правовые акты Республики Казахстан.

Статья 3. Принципы организации и деятельности органов прокуратуры      

  1. Прокуратура осуществляет свои полномочия на принципах:
  2. законности;
  3. обеспечения общественного согласия и политической стабильности;
  4. экономического развития Республики Казахстан на благо всего народа и повышения благосостояния ее граждан;
  5. независимости от других государственных органов, должностных лиц, организаций, политических партий, иных общественных объединений;
  6. подотчетности лишь Президенту Республики Казахстан.

2. Запрещается какое-либо вмешательство в деятельность органов прокуратуры при осуществлении ими своих функций и полномочий.

3. Прокуратура составляет единую централизованную систему органов прокуратуры на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим прокурорам и Генеральному Прокурору.

Подчиненность прокуроров включает:

1) обязательность исполнения указаний вышестоящих прокуроров по вопросам организации и деятельности для нижестоящих прокуратур;

2) ответственность нижестоящих прокуроров перед вышестоящими прокурорами за выполнение служебных обязанностей;

3) осуществление вышестоящими прокурорами в необходимых случаях полномочий нижестоящих;

4) отмену, отзыв, приостановление или изменение актов нижестоящих прокуроров вышестоящими прокурорами;

5) разрешение вышестоящими прокурорами жалоб на решения, действия (бездействие), акты нижестоящих прокуроров.

4. Генеральным Прокурором могут быть установлены иные формы подчиненности нижестоящих прокуроров в порядке, установленном настоящим Конституционным законом.

5. Органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства об охране прав и свобод человека и гражданина, защите государственных секретов и иной охраняемой законом тайны.

6. При осуществлении надзора органы прокуратуры не подменяют функции иных государственных органов.

Статья 4. Цели и задачи прокуратуры

Прокуратура в целях защиты человека, его жизни, прав и свобод, как высших ценностей государства, обеспечения верховенства закона и укрепления законности на территории Республики Казахстан осуществляет следующие задачи:

1) защиту и восстановление нарушенных прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов юридических лиц, общества и государства;

2) выявление и устранение нарушений законности, причин и условий, им способствующих, а также их последствий;

3) координацию деятельности правоохранительных и иных государственных органов по обеспечению законности, правопорядка и борьбы с преступностью;

4) иные задачи, определяемые законами и актами Президента Республики Казахстан.

Глава 2. СИСТЕМА И КОМПЕТЕНЦИЯ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ

Статья 5. Система органов прокуратуры

1. Единую централизованную систему органов прокуратуры образуют Генеральная прокуратура Республики Казахстан, подчиненные ей ведомства, организация образования, органы военной и транспортной прокуратуры, прокуратуры областей и приравненные к ним (прокуратуры городов республиканского значения и столицы Республики Казахстан), районные и приравненные к ним (городские, межрайонные, а также специализированные прокуратуры).

2. Образование, реорганизация и упразднение ведомств, учреждений, организации образования прокуратуры, определение их статуса и компетенции, осуществляются в установленном законодательством порядке.

3. В системе органов прокуратуры  в форме государственных учреждений могут быть образованы иные ведомства и организации органов прокуратуры.

4. Органы прокуратуры имеют свои символы, описание которых утверждается Генеральным Прокурором Республики Казахстан.

Статья 6. Компетенция органов прокуратуры

Органы прокуратуры в пределах возложенных задач осуществляют:

1) высший надзор за законностью:

деятельности государственных, местных представительных и исполнительных органов, органов местного самоуправления, учреждений, субъектов предпринимательства и иных организаций независимо от формы собственности, а также принимаемых ими актов и решений;

действий (бездействий) должностных и иных лиц, в том числе судебных исполнителей и нотариусов, а также принимаемых ими актов и решений, вступивших в силу;

производства по делам об административных правонарушениях;

досудебного расследования, уголовного преследования, оперативно-розыскной и контрразведывательной деятельности;

исполнительного производства;

судебных актов, вступивших в законную силу;

исполнения уголовных наказаний и применения иных мер государственного принуждения;

государственной правовой статистики и специальных учетов;

соблюдения международных обязательств Республики Казахстан;

иных сфер общественных отношений, затрагивающих права и свободы человека и гражданина, интересы общества и государства;

2) представительство интересов государства в суде;

3) досудебное расследование, уголовное преследование;

4) международное сотрудничество в уголовно-правовой сфере; представление интересов государства в иностранных и международных (межгосударственных) судах, иностранных и международных третейских судах (арбитражах) по вопросам возврата доходов, полученных преступным путем, вне уголовного процесса;

5) участие в правотворческой деятельности;

6) подготовку и повышение профессионального уровня кадров правоохранительных органов, а также образовательную и научную деятельность;

7) взаимодействие с уполномоченным по правам человека в рамках  содействия в восстановлении и защите прав и свобод человека и гражданина;

8) иную компетенцию, определяемую законами и актами Президента Республики Казахстан.

Статья 7. Генеральная прокуратура

1. Генеральную прокуратуру возглавляет Генеральный Прокурор.

2. Генеральная прокуратура:

  1. организует и координирует деятельность органов прокуратуры в целях  обеспечения эффективного выполнения функций органами прокуратуры;
  2. совершенствует деятельность прокуратуры;
  3. участвует в правотворческой деятельности;
  4. представляет интересы государства в иностранных государствах и международных организациях, иностранных и международных (межгосударственных) судах, иностранных и международных третейских судах (арбитражах), направляет своих официальных представителей в загранучреждения Республики Казахстан и международные организации, заключает международные договоры, согласовывает проекты международных договоров, относящиеся к компетенции прокуратуры;
  5. взаимодействует с органами, осуществляющими оперативно-розыскную, контрразведывательную деятельность, негласные следственные действия, досудебное расследование в пределах, установленных законодательством;
  6. осуществляет иные полномочия, предусмотренные  законодательством Республики Казахстан.

Статья 8. Генеральный Прокурор и его заместители

1. Генеральный Прокурор:

1) назначается на должность Президентом Республики Казахстан с согласия Сената Парламента сроком на пять лет;

2) освобождается от должности Президентом Республики Казахстан;

3) подотчетен Президенту Республики Казахстан;

4) в течение срока своих полномочий не может быть арестован, подвергнут приводу, мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, привлечен к уголовной ответственности без согласия Сената, кроме случаев задержания на месте преступления или совершения тяжких и особо тяжких преступлений.

2. Генеральный Прокурор имеет первого заместителя и заместителей.

3. Первый заместитель и заместители Генерального Прокурора назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Республики Казахстан по представлению Генерального Прокурора.

Статья 9. Полномочия Генерального Прокурора

1. Генеральный Прокурор:

  1. руководит деятельностью всей системы органов прокуратуры, организует и определяет ее основные приоритеты;
  2. вносит предложения Президенту Республики Казахстан об утверждении положения о Генеральной прокуратуре, общей штатной численности органов прокуратуры, образовании, упразднении и реорганизации ведомств, организации образования органов прокуратуры;
  3. в пределах лимита штатной численности органов прокуратуры, утвержденного Президентом Республики Казахстан, устанавливает штатную численность прокуроров и иных работников в органах прокуратуры, за исключением работников по трудовому договору; 
  4. вносит представление Президенту Республики Казахстан о назначении на должность и освобождения от должностей руководителей ведомств;
  5. с согласия Президента Республики Казахстан назначает на должность и освобождает от должности руководителя организации образования, Главного военного прокурора, Главного транспортного прокурора, прокуроров областей и приравненных к ним прокуроров;
  6. представляет Президенту Республики Казахстан кандидатуры для присвоения классных чинов и воинских званий высшего начальствующего состава;
  7. представляет к награждению государственными наградами и присвоению почетных званий Республики Казахстан прокуроров и иных работников, пенсионеров органов прокуратуры, награждает их ведомственными наградами;
  8. отчитывается перед Президентом Республики Казахстан о состоянии законности в стране и деятельности органов прокуратуры;
  9. является председателем Координационного совета Республики Казахстан по обеспечению законности, правопорядка и борьбы с преступностью;
  10.  утверждает положения о координационных советах, образуемых при главных военной и транспортной прокуратурах, прокуратурах областей и приравненных к ним;
  11. определяет в системе органов прокуратуры должностных лиц, которым делегирует свои полномочия, за исключением полномочий Генерального Прокурора, прямо предусмотренных законом;
  12. образует коллегию и консультативно-совещательные органы  Генеральной прокуратуры, определяет их состав и регламент работы;
  13. утверждает структуры Генеральной прокуратуры, ведомств, организации образования, главных военной и транспортной прокуратур, прокуратур областей и приравненных к ним, районных и  приравненных к ним прокуратур, а также государственных учреждений и иных подведомственных организаций, входящих в систему органов прокуратуры;
  14. утверждает положение (устав), государственных учреждений и организации образования системы органов прокуратуры, за исключением положений, утверждаемых Президентом Республики Казахстан;
  15. издает обязательные для исполнения всеми прокурорами и иными работниками системы органов прокуратуры приказы, указания, распоряжения, утверждает положения, инструкции,  регламенты и иные правовые акты, регулирующие вопросы организации и деятельности прокуратуры;
  16. обращается в Конституционный Суд в соответствии с пунктом 4 статьи 72 Конституции;
  17. обращается в Верховный Суд с предложением о даче разъяснения судам по вопросам судебной практики по гражданским, уголовным, административным и иным делам;
  18. приостанавливает исполнение судебного акта в порядке, установленном уголовно-процессуальным, гражданским процессуальным и иным законодательством Республики Казахстан;
  19. вносит представление для получения согласия на лишение  неприкосновенности и привлечение к административной и уголовной ответственности лиц, обладающих привилегиями;
  20. в предусмотренных законом случаях согласовывает нормативные правовые акты по вопросам оперативно-розыскной, контрразведывательной деятельности и негласных следственных действий;
  21. принимает нормативные правовые акты по вопросам:

рассмотрения обращений и личного приема физических лиц и представителей юридических лиц в органах прокуратуры;

проведения проверок, мониторинга соблюдения законности, анализа состояния законности, оценки актов, вступивших в силу;

организации досудебного расследования в органах прокуратуры;

применения норм уголовно-процессуального законодательства,  законодательства об оперативно-розыскной деятельности, обязательные для исполнения органами, осуществляющими дознание, следствие, оперативно-розыскную деятельность;

государственной правовой статистики и специальных учетов;

формирования, доступа, использования, хранения, защиты и уничтожения сведений из системы информационного обмена правоохранительных, специальных государственных и иных органов;

назначения на должности и освобождения от должностей прокуроров и иных работников системы органов прокуратуры, за исключением должностей, назначаемых Президентом Республики Казахстан и (или) по согласованию с ним, а также с Администрацией Президента Республики Казахстан;

выплаты денежного довольствия, пособий и прочих выплат;

определения порядка проведения межведомственных научных исследований в сфере правоохранительной деятельности, их координации и мониторинга;

определения порядка приема на обучение в организацию образования органов прокуратуры;

описания символов прокуратуры Республики Казахстан;

описания форменной одежды прокуроров, правил ее ношения и порядка  обеспечения;  

обеспечения органов прокуратуры вещевым имуществом, продовольствием, вооружением, военной техникой и специальными средствами, организации их хранения,  учета, списания и утилизации, планирования закупок и создания запасов;

организации охраны и обороны зданий и сооружений органов прокуратуры;

24) принимает другие нормативные правовые акты в соответствии с настоящим Конституционным законом, иными законодательными актами и актами Президента Республики Казахстан;

25) осуществляет иные полномочия, предоставленные ему законами и актами Президента Республики Казахстан.

Статья 10. Полномочия прокурора  

1. Прокурор в соответствии со своей компетенцией вправе:

  1. проводить проверку, мониторинг соблюдения законности, анализ состояния законности, оценку актов, вступивших в силу;
  2. вносить в порядке, определяемом настоящим Конституционным законом и иными законами, а также Генеральным Прокурором акты прокуратуры;
  3. опротестовывать противоречащие Конституции, законам и актам Президента правовые акты, действия (бездействие) органа, учреждения, организации, независимо от формы собственности, должностного либо иного уполномоченного лица;
  4. отменять или требовать отмены мер запретительного либо ограничительного характера, наложенных должностными и иными лицами, органами, учреждениями и организациями, независимо от формы собственности;
  5. назначать экспертизы;
  6. требовать от уполномоченных органов производства проверок по поступившим в прокуратуру материалам, обращениям, результатам анализа состояния законности, мониторинга соблюдения законности, оценки актов, вступивших в силу,  и сообщения о результатах в установленные прокурором сроки;
  7. привлекать обладающих специальными знаниями специалистов государственных органов, организаций, аудиторов и экспертов для участия в проверке, анализе и даче заключений в установленный прокурором срок; 
  8. привлекать к осуществлению проверок сотрудников правоохранительных и иных государственных органов с целью обеспечения надзорной деятельности и безопасности;
  9. вызывать и получать пояснения от должностных, физических лиц и  представителей юридических лиц по вопросам проводимой проверки, анализа состояния законности, мониторинга соблюдения законности, оценки актов, вступивших в силу, и рассматриваемого обращения;
  10. истребовать по вопросам проводимой проверки, анализа состояния законности, оценки актов, вступивших в силу, а также рассмотрения обращений сведения, информацию, материалы и документы, в том числе  составляющие коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну, а также гражданские,  административные, уголовные дела, дела об административных правонарушениях, исполнительные производства;
  11. получать по постановлению прокурора о проведении проверки либо анализа состояния законности в банках, а также иных органах, учреждениях и организациях, независимо от формы собственности сведения по операциям и счетам физических и юридических лиц;
  12. выносить постановления о производстве выемки материалов и документов, в том числе составляющих коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну;

          13) получать доступ к информации, в том числе с ограниченным доступом, сведениям и документам, уголовным, гражданским, административным делам, делам об административных правонарушениях, исполнительным производствам и иным материалам, а также к информационным системам и ресурсам правоохранительных, специальных государственных и иных органов, организаций независимо от формы собственности, с соблюдением установленных требований по защите персональных данных.

        Указанная информация может быть истребована и получена также в автоматизированном режиме посредством использования информационных систем.

  1. получать доступ к документам в отношении лиц, взятых под стражу, осужденных либо подвергнутых мерам государственного принуждения, в том числе к оперативным материалам, личным и контрольным делам;
  2. применять технические средства фиксации в ходе осуществления надзорной деятельности;
  3. приостанавливать акты, действия должностных и иных лиц в рамках рассмотрения обращений, проведения проверок, в срок до трех рабочих дней, если они могут нанести вред жизни и здоровью человека, интересам общества и государства;
  4. по предъявлению служебного удостоверения беспрепятственно входить на объекты, территорию и в помещения государственных, судебных, правоохранительных, специальных органов, иных организаций независимо от форм собственности, на основании постановлений о производстве проверки в зону таможенного, пограничного контроля;
  5. требовать его безотлагательного приема руководителями государственных, судебных, правоохранительных, специальных органов, иных организаций независимо от форм собственности и другими уполномоченными лицами;
  6. начинать досудебное расследование, принимать его в свое производство, проводить неотложные следственные действия, изымать уголовное дело из одного органа уголовного преследования, передавать в другой орган направлять в суд либо прекращать уголовное досудебное расследование либо принимать иное процессуальное решение;
  7. давать обязательные для исполнения поручения и указания органам, осуществляющим досудебное расследование, оперативно-розыскную и контрразведывательную деятельность;
  8. согласовывать либо утверждать действия и (или) решения лиц, осуществляющих досудебное расследование, принимает процессуальные решения;
  9. составлять либо утверждать обвинительный акт и другие процессуальные документы, заключать процессуальное соглашение, направлять уголовное дело в суд для рассмотрения по существу;
  10. проверять законность доставления, задержания лиц по подозрению в совершении уголовных правонарушений, лиц, совершивших административные правонарушения, а также порядка и условий содержания лиц, находящихся под стражей либо иным ограничением свободы;
  11. проверять законность актов, отменять решения администрации учреждений уголовно-исполнительной системы, влияющие на правовое положение лиц, содержащихся под стражей, отбывающих наказание в местах лишения свободы;  
  12. санкционировать и рассматривать акты администрации учреждений, исполняющих наказания, о переводе осужденных в другое учреждение;
  13. рассматривать ходатайства органов расследования об избрании меры пресечения в отношении подозреваемых лиц;
  14. рассматривать жалобы на действие (бездействие) и решения лица, осуществляющего досудебное расследование, оперативно-розыскную и контрразведывательную деятельность, руководителей органов досудебного расследования и органов, осуществляющих оперативно-розыскную и контрразведывательную деятельность;
  15. возвращать уголовное дело на дополнительное расследование либо прекращать его в полном объеме или в отношении конкретных лиц;
  16. приносить ходатайство в вышестоящий суд о пересмотре судебного акта, не вступившего в законную силу, независимо от участия прокурора в судебном разбирательстве дела;
  17. опротестовывать судебные и иные акты, вступившие в законную силу, противоречащие Конституции, законам и актам Президента Республики Казахстан;
  18.  обращаться с ходатайством о принесении протеста на судебные акты, вступившие в законную силу, к вышестоящему прокурору в случаях, когда опротестование выходит за пределы его компетенции;
  19. поручать проведение оперативно-розыскных мероприятий органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность;
  20.  согласовывать заведение правоохранительными органами дел оперативного учета;
  21. получать сведения и информацию об операциях, подлежащих финансовому мониторингу;
  22. запрашивать и получать дела негласных следственных действий, оперативного учета и контрразведывательной деятельности, материалы, документы, ведомственные нормативные правовые акты, другие необходимые сведения, за исключением сведений о личности конфиденциальных помощников и штатных негласных сотрудников;
  23. получать доступ к оперативным учетам и информационным системам органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;  
  24. проводить проверки законности осуществления оперативно-розыскных, контрразведывательных мероприятий и негласных следственных действий, в том числе на сети связи, и санкционировать их в случаях и порядке, установленных законом;
  25. привлекать специалистов органов прокуратуры и иных специалистов с использованием специальных технических средств в целях выявления и пресечения нарушений законности в ходе осуществления оперативно-розыскной и контрразведывательной деятельности;
  26. требовать от руководителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, проведения проверок в подчинённых им органах в целях устранения нарушений закона;
  27. возбуждать, рассматривать и прекращать производство по делу об административном правонарушении;
  28. проверять законность выписки и приведения в исполнение исполнительных документов; 
  29. координировать деятельность по международному сотрудничеству в уголовно-правовой сфере по вопросам возврата из-за рубежа доходов, полученных преступным путем, в том числе по представлению интересов государства вне уголовного процесса;
  30. заключать и исполнять международные договоры о выдаче лиц, оказании взаимной правовой помощи по уголовным делам, о передаче осужденных либо лиц, страдающих психическими расстройствами (заболеваниями), а также связанные с ними правовые акты, согласовывать иные международные договоры, относящиеся к компетенции органов прокуратуры;
  31. направлять своих официальных представителей в загранучреждения Республики Казахстан и международные организации;
  32. представлять интересы государства в компетентных органах иностранных государств и международных организациях по вопросам уголовного преследования, в иностранных и международных (межгосударственных) судах, иностранных и международных третейских судах (арбитражах) по вопросам возврата доходов, полученных преступным путем, вне уголовного процесса;
  33. выполнять иные действия, предусмотренные законами.

  34. Прокурор обязан:
    1. соблюдать Конституцию и законодательство Республики Казахстан;
    1. защищать права и свободы человека и гражданина, охраняемые законом интересы юридических лиц, общества и государства, с принятием мер по устранению нарушений законности;
    1. не допускать действий (бездействия) и принятия актов прокуратуры, создающих необоснованные препятствия для реализации прав и свобод человека и гражданина, законных интересов юридических лиц, общества и государства;
    1. обеспечивать сохранность документов, сведений и иной информации, полученных в ходе осуществления своей деятельности, с соблюдением требований законодательства о государственных секретах и иной охраняемой законом тайны;
    1. в случаях и порядке, предусмотренных уголовно-процессуальным законом производить досудебное расследование;
    1. осуществлять уголовное преследование;

7) рассматривать ходатайства о несогласии с судебными актами, вступившими в законную силу, в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством;

8) рассматривать вопрос  о санкционировании следственных и процессуальных действий в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, рассматривать ходатайства органов расследования об избрании меры пресечения в отношении подозреваемых лиц в случаях и порядке, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством;

  1. проверять соблюдение законности при приеме и регистрации заявлений и сообщений об уголовных правонарушениях;
  2. прекращать незаконные оперативно-розыскные, контрразведывательные мероприятия и негласные следственные действия; 
  3. освобождать лиц, незаконно находящихся в служебных помещениях правоохранительных и специальных государственных органов и иных местах, ограничивающих их личную свободу, гауптвахтах, учреждениях, исполняющих меры принудительного характера, специальных учреждениях и учреждениях уголовно-исполнительной системы;
  4. отменять незаконные постановления и решения лиц, осуществляющих досудебное расследование, оперативно-розыскную и контрразведывательную деятельность;
  5. выполнять иные обязанности, предусмотренные законами.

Статья 11. Комитет по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры

  1. Комитет по правовой статистике и специальным учетам является ведомством Генеральной прокуратуры, осуществляющим функции и полномочия государственного органа.
  2. Комитет по правовой статистике и специальным учетам осуществляет:
  3. формирование государственной правовой статистики и ведение специальных учетов;
  4. надзор за законностью государственной правовой статистики и специальных учетов;
  5. обеспечение достоверности, объективности, целостности и достаточности сведений государственной правовой статистики и специальных учетов;
  6. внедрение информационно-коммуникационных технологий в процессы расследования уголовных дел, производства по делам об административных правонарушениях, учета и регистрации актов о назначении проверок;
  7. функции оператора информационных систем по формированию государственной правовой статистики и ведения специальных учетов, системы информационного обмена правоохранительных, специальных государственных и иных органов.
  8. иные функции и полномочия, предусмотренные законодательством.

3. Комитет по правовой статистике и специальным учетам имеет департаменты по правовой статистике и специальным учетам областей, городов республиканского значения и столицы, военный и транспортный департаменты по правовой статистике и специальным учетам и возглавляется Председателем.

4. Правовая основа и принципы осуществления государственной правовой статистики, ведения специальных учетов и надзора в данной сфере определяются настоящим Конституционным законом и иным законодательством Республики Казахстан.

Статья 12. Академия правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре

1. Академия правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре, является организацией образования органов прокуратуры:

1) организовывает и осуществляет первоначальную профессиональную подготовку лиц, впервые поступающих на службу в правоохранительные органы Республики Казахстан, за исключением сотрудников органов внутренних дел и гражданской защиты;

2) осуществляет профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и профессионального уровня сотрудников правоохранительных органов, в том числе состоящих в Президентском резерве руководства правоохранительных органов Республики Казахстан;

3) координирует и проводит межведомственные научные исследования в сфере правоохранительной деятельности;

4) реализовывает программы послевузовского образования;

5) взаимодействует с иностранными и международными организациями по вопросам переподготовки и повышения квалификации сотрудников правоохранительных органов, проведения научных исследований и обмена опытом в сфере правоохранительной деятельности;

6) осуществляет иные виды деятельности, предусмотренные законодательством.

2. Ректор Академии правоохранительных органов:

1) руководит деятельностью Академии правоохранительных органов;

2) издает приказы, распоряжения и другие организационно-распорядительные акты, обязательные для обучающихся, подчиненных сотрудников и иных работников Академии правоохранительных органов;

3) создает коллегиальные и консультативно-совещательные органы Академии правоохранительных органов;

4) осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством.

Статья 13. Органы военной прокуратуры

1. Главная военная прокуратура Генеральной прокуратуры, региональные и гарнизонные военные прокуратуры входят в систему органов прокуратуры Республики Казахстан и подчиняются Генеральному Прокурору.

2. Органы военной прокуратуры возглавляет заместитель Генерального Прокурора Республики Казахстан – Главный военный прокурор.

3. Главный военный прокурор:

  1. руководит деятельностью органов военной прокуратуры;
  2. издает приказы, распоряжения, указания обязательные для всех подчиненных сотрудников и работников;
  3. возглавляет Координационный совет военных органов управления и уголовного преследования по обеспечению законности, правопорядка и борьбы с преступностью в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан;
  4. осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством.

4. Военные прокуроры регионов и гарнизонов:

  1. руководят деятельностью прокуратуры региона и гарнизона;
  2. издают распоряжения, обязательные для всех подчиненных сотрудников и работников;
  3. осуществляют иные полномочия, предусмотренные законодательством.

5. Органы военной прокуратуры осуществляют надзор за законностью в деятельности:

1) Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан;

2) иных государственных органов, учреждений, субъектов квазигосударственного сектора и организаций, независимо от формы собственности, в сфере обороны и военной безопасности государства.

6. Военные прокуроры гарнизонов и регионов назначаются сроком на пять лет, но не более двух раз подряд.

Статья 14. Органы транспортной прокуратуры

1.   Главная транспортная прокуратура Генеральной прокуратуры, региональные транспортные прокуратуры входят в систему органов прокуратуры Республики Казахстан и подчиняются Генеральному Прокурору.

2.   Главный транспортный прокурор:

  1. руководит деятельностью органов транспортной прокуратуры;
  2. издает приказы, распоряжения, указания обязательные для всех подчиненных сотрудников и работников;
  3. возглавляет Координационный совет по обеспечению законности, правопорядка и борьбы с преступностью на транспорте;
  4. осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством.

3. Региональные транспортные прокуроры:

1) руководят деятельностью региональных транспортных прокуратур;

2) издают распоряжения, обязательные для всех подчиненных сотрудников и работников; 

3) осуществляют иные полномочия, предусмотренные законодательством.

4. Органы транспортной прокуратуры осуществляют надзор за законностью:

  1. деятельности государственных, местных представительных и исполнительных органов, органов местного самоуправления, учреждений, субъектов квазигосударственного сектора и иных организаций независимо от формы собственности в сфере железнодорожного, автомобильного, морского, внутреннего водного, воздушного, городского рельсового и магистрального трубопроводного транспорта, космической деятельности и таможенного регулирования;
  2. действий (бездействий) должностных и иных лиц, а также принимаемых ими актов и решений в сфере железнодорожного, автомобильного, морского, внутреннего водного, воздушного, городского рельсового и магистрального трубопроводного транспорта, космической деятельности и таможенного регулирования;
  3. в иных сферах в отношении объектов транспорта и транспортной инфраструктуры.

4. Главный транспортный прокурор назначается сроком на 5 лет, но не более двух раз подряд.

5. Приравненные к районным прокурорам транспортные прокуроры назначаются сроком на пять лет, но не более двух раз подряд.

Статья 15. Областные и приравненные к ним прокуроры и прокуратуры

1. Прокуратуры областей и приравненные к ним прокуратуры возглавляются соответствующими прокурорами.

2. Прокуроры областей и приравненные к ним прокуроры:

1) руководят деятельностью областных и приравненных к ним прокуратур;

2) издают приказы, распоряжения, указания, обязательные для всех подчиненных сотрудников и работников;

3) образуют коллегию прокуратуры, определяют регламент ее работы и статус членов коллегии;

4) возглавляют соответствующие координационные советы по обеспечению законности, правопорядка и борьбы с преступностью;

5) осуществляют иные полномочия, предусмотренные законодательством.

3. Прокуроры областей и приравненные к ним прокуроры назначаются сроком на пять лет, но не более двух раз подряд.

Статья 16. Районные и иные приравненные к ним прокуроры и прокуратуры

1. Районные и приравненные к ним прокуратуры возглавляются соответствующими прокурорами, назначаемыми Генеральным Прокурором.

2. Районные и  приравненные к ним прокуроры:

1) руководят деятельностью районных и приравненных к ним прокуратур;

2) издают распоряжения, обязательные для всех подчиненных сотрудников и работников;

4) осуществляют иные полномочия, предусмотренные законодательством.

3. Районные и приравненные к ним прокуроры назначаются сроком на пять лет, но не более двух раз подряд.

Глава 3. ФОРМЫ ВЫСШЕГО НАДЗОРА. ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО ИНТЕРЕСОВ ГОСУДАРСТВА В СУДЕ. УГОЛОВНОЕ ПРЕСЛЕДОВАНИЕ. РАССМОТРЕНИЕ ОБРАЩЕНИЙ. ПРАВОВЫЕ ГАРАНТИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРОРА.   

Статья 17. Формы высшего надзора

  1. Высший надзор от имени Республики Казахстан осуществляется посредством   проведения проверки,  анализа состояния законности, мониторинга соблюдения законности, оценки актов, вступивших в силу, рассмотрения обращений.
  2. Порядок назначения и проведения проверок, анализа состояния законности, мониторинга соблюдения законности, а также оценки  актов, вступивших в силу, определяется настоящим Конституционным законом и актами Генерального Прокурора.

Статья 18. Проверка соблюдения законности

  1. Проверка соблюдения законности назначается:
  2. по поручению Президента Республики Казахстан, Генерального Прокурора, его заместителей, начальников служб и департаментов Генеральной прокуратуры, первых руководителей ведомства Генеральной прокуратуры, Главных  военной и транспортной прокуратуры, прокуроров областей и приравненных к ним, а также лиц, их замещающих;
  3. по  обращениям, рассматриваемым в порядке, предусмотренной статьей 24 настоящего Конституционного закона;
  4. по результатам анализа состояния законности, мониторинга соблюдения законности и оценки актов, вступивших в силу;
  5. в случаях непосредственного выявления нарушений законности;
  6. при необходимости встречной проверки третьих лиц, которая проводится по вопросам взаимоотношений с основным субъектом (объектом) проверки.

2. Проверка проводится в течение тридцати рабочих дней.

При необходимости истребования дополнительных материалов, а также в связи со значительным объемом проверки срок ее проведения может быть продлен на тридцать рабочих дней.

По решению Генерального Прокурора могут быть установлены более длительные сроки проведения проверки.

3. Проверка может быть приостановлена в случаях назначения экспертизы, необходимости получения сведений и документов от иностранных государств, уполномоченных государственных органов, учреждений и организаций – до их получения, а также в иных случаях, препятствующих проведению проверки.

В случае необходимости прокурор вправе принять решение о расширении предмета проводимой проверки, о чем уведомляется руководитель проверяемого субъекта.

4. При осуществлении проверки прокурор не вправе:

1) требовать предоставления документов, информации, если они не относятся к предмету проверки;

2) превышать установленные сроки проведения проверки;

3) препятствовать нормальному функционированию проверяемого субъекта, за исключением случаев, угрожающих возникновению необратимых последствий для жизни, здоровья людей, законности и общественному порядку, социально-экономической стабильности в регионе, конституционному строю и национальной безопасности Республики Казахстан.

5. Положения пунктов 1, 2, 3, 4 настоящей статьи не распространяются на проверки, проводимые в рамках уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного законодательства, законодательства о порядке и условиях содержания лиц в специальных учреждениях, специальных помещениях, обеспечивающих временную изоляцию от общества, об исполнительном производстве, административных правонарушениях, оперативно-розыскной и контрразведывательной деятельности.

Статья 19. Анализ состояния законности

  1. Анализ состояния законности проводится без посещения прокурорами субъектов (объектов) по конкретному вопросу либо в сфере правоотношений или законодательства в целях оценки состояния законности.
  2. Анализ состояния законности проводится на основании:
  3. поручения Президента Республики Казахстан, Генерального Прокурора, его заместителей, первых руководителей ведомств органов прокуратуры, органов военной и транспортной прокуратуры, прокуроров областей и приравненных к ним, а также лиц, их замещающих;
  4. результата мониторинга соблюдения законности;
  5. сведений о нарушениях законности и данных, полученных органами прокуратуры из других источников информации, в том числе обращений;
  6. статистических данных;
  7. сведений государственных и международных организаций, средств массовой информации;
  8. информаций, документов и иных материалов, истребованных от государственных, местных представительных и исполнительных органов, органов местного самоуправления, иных организаций и учреждений независимо от формы собственности.
  9. О проведении анализа состояния законности выносится постановление. По выявленным фактам нарушений законности принимается одно из следующих решений: вносятся акты прокуратуры, инициируется проведение проверки, направляется поручение  в уполномоченные органы с требованием принятия мер, в установленном законодательством порядке.

4. Анализ может быть приостановлен в случаях назначения экспертизы и в иных случаях, препятствующих проведению анализа.

Статья 20. Мониторинг соблюдения законности

  1. Прокуратура осуществляет мониторинг соблюдения законности по результатам изучения статистических и иных данных уполномоченных государственных органов, публикаций в средствах массовой информации, сведений из баз данных и информационных ресурсов государственных органов и иных организаций, а также иных источников информации.

2. Мониторинг соблюдения законности проводится на внеплановой основе, а также по поручениям Генерального Прокурора в целях:

1) выявления негативных явлений массового характера и дальнейшей выработки мер, в том числе законодательных, направленных на профилактику правонарушений и совершенствование национальных превентивных механизмов;

2) подтверждения либо опровержения данных о фактах нарушений законности в различных сферах правоотношений;

3) повышения эффективности взаимодействия общественности с органами прокуратуры по наиболее актуальным и социально значимым правовым явлениям.

3. Мониторинг соблюдения законности проводится по фактам угрозы либо причинения угрозы жизни и здоровью человека, правам и законным интересам общества и государства.

4. Мониторинг соблюдения законности проводится путем посещения субъектов (объектов), участка территории с фото-и видеофиксацией, а также проведением беседы и опроса.

При проведении мониторинга запрещается вмешательство в коммерческую деятельность организаций.

5. Уполномоченный по правам человека в Республике Казахстан, представители общественности и государственных органов вправе принимать участие в мониторинге соблюдения законности.

6. В случае выявления по результатам мониторинга соблюдения законности нарушений законности, принимается одно из следующих решений: инициируется проведение проверки, анализ состояния законности, направляется поручение в  уполномоченные органы с требованием принятия мер в установленном законодательством порядке.

Статья 21. Оценка актов, вступивших в силу

  1. Прокуратура проводит оценку актов, вступивших в силу, путем изучения:
  2.  актов и решений Правительства, иных государственных, местных представительных и исполнительных органов, органов местного самоуправления, учреждений, субъектов квазигосударственного сектора и их должностных лиц;
  3. актов и решений иных организаций, независимо от формы собственности, если данные акты и решения касаются лиц, которые в силу физиологических особенностей, психических отклонений и иных обстоятельств не могут самостоятельно осуществлять защиту своих прав, несовершеннолетних лиц, а также неограниченного круга лиц либо носят публичный характер.
  4. приговоров, решений, постановлений и иных актов суда (судьи), а также уголовных, гражданских, административных дел и дел об административных правонарушениях.

2. Оценка судебных актов, вступивших в законную силу, осуществляется в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным, уголовно-исполнительным, гражданским процессуальным законодательством, законодательством об административных правонарушениях, административном судопроизводстве.

Статья 22. Представительство интересов государства в суде

1. Органы прокуратуры представляют интересы государства в суде на основании и в порядке, предусмотренных уголовно-процессуальным, уголовно-исполнительным, гражданским процессуальным законодательством, законодательством об административных правонарушениях, административном судопроизводстве.

2. Органы прокуратуры вправе обратиться в суд с иском (заявлением) или по собственной инициативе вступить в процесс на любой его стадии, если этого требует защита прав человека и гражданина, который самостоятельно не может себя защищать, охраняемых законом интересов общества или государства.

3. Основания и порядок принесения ходатайства о пересмотре судебных актов, не вступивших в законную силу, определяются уголовно-процессуальным, гражданским процессуальным законодательством, законодательством об административных правонарушениях, административным процедурно-процессуальным законодательством.

Статья 23.  Уголовное преследование

Прокурор, осуществляя уголовное преследование от имени государства:

1) регистрирует заявления, сообщение об уголовном правонарушении, принимает в свое производство и расследует уголовное дело;

2) поручает подчиненному либо нижестоящему прокурору, либо органу уголовного преследования расследовать дела, независимо от подследственности, установленной уголовно-процессуальным законом;

3) образовывает следственно-оперативную группу из числа подчиненных либо нижестоящих прокуроров, а также следователей и оперативных сотрудников одного или нескольких органов уголовного преследования, назначив соответствующего прокурора руководителем этой группы;

4) согласовывает либо утверждает действия и (или) решения лиц, осуществляющих досудебное расследование, принимает процессуальные решения;

5) составляет либо утверждает обвинительный акт и другие процессуальные документы, заключает процессуальное соглашение, предает обвиняемого суду и направляет уголовное дело в суд для рассмотрения по существу;

6) поддерживает государственное обвинение в суде;

7) осуществляет иные функции, установленные уголовно-процессуальным законом.

Статья 24. Рассмотрение обращений

  1. Органы прокуратуры рассматривают обращения:
  2. для защиты интересов человека и гражданина, если он в силу физиологических особенностей, психических отклонений и иных обстоятельств не может самостоятельно осуществлять защиту своих прав, несовершеннолетних лиц, а также неограниченного круга лиц;
  3. для защиты интересов человека и гражданина, общества или государства, если защита этих интересов должным образом не обеспечивается уполномоченным органом, к компетенции которого отнесены соответствующие полномочия либо в случаях отсутствия такого органа;
  4. для защиты прав и законных интересов субъектов частного предпринимательства по фактам вмешательства в их деятельность со стороны государственных, местных представительных и исполнительных органов, учреждений, органов местного самоуправления, субъектов квазигосударственного сектора и их должностных лиц;
  5. в целях предотвращения угрозы  конституционному строю и национальной безопасности Республики Казахстан;
  6. по фактам нарушений законности, неустранение которых влечет причинение вреда жизни и здоровью человека;
  7. по поручениям Президента Республики Казахстан;
  8. по поручениям Генерального Прокурора.

2.       Срок рассмотрения обращения составляет пятнадцать рабочих дней со дня его поступления в органы прокуратуры, если иное не предусмотрено законами Республики Казахстан.

3.       В тех случаях, когда необходимо установление фактических обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения обращения, а также получение информации из других государственных органов, учреждений, организаций, независимо от формы собственности, срок рассмотрения обращения продлевается мотивированным решением руководителя органа прокуратуры либо его заместителем на разумный срок, но не более чем до двух месяцев.

В случае назначения проверки по обращению, сроки рассмотрения определяются с учетом срока ее проведения. Заявителю направляется промежуточный ответ. Окончательный ответ сообщается заявителю по результатам проверки в течение десяти дней после ее окончания.

4.       О продлении срока рассмотрения обращения сообщается заявителю в течение трех рабочих дней со дня продления срока.

5. Анонимные обращения в органах прокуратуры рассмотрению не подлежат, за исключением случаев, когда в таком обращении содержатся сведения о готовящихся или совершенных уголовных правонарушениях либо об угрозе национальной или общественной безопасности.

6. Рассмотрение обращений прекращается, если в повторных обращениях не приводятся новые доводы или вновь открывшиеся обстоятельства, а по материалам предыдущего обращения заявителю в установленном порядке давались ответы.

7. Порядок рассмотрения обращений определяется настоящим Конституционным законом, уголовно-процессуальным, гражданским процессуальным, уголовно-исполнительным законодательством, законодательствами об административном судопроизводстве и административных правонарушениях, в сферах контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности и актами Генерального Прокурора.

Статья 25. Досудебное урегулирование жалоб на решения, акты прокуратуры  и действия (бездействие) должностных лиц органов прокуратуры

  1. Жалоба на решения, акты прокуратуры либо действия (бездействие) прокурора подается в органы прокуратуры не позднее трех месяцев со дня принятия решения или совершения действия (бездействия) и рассматривается вышестоящим прокурором.

Срок рассмотрения такой жалобы составляет двадцать рабочих дней.

2. Результаты рассмотрения жалобы в досудебном порядке являются основанием для обжалования решения и действия (бездействия) прокурора в суд в порядке, предусмотренном Административным процедурно-процессуальным кодексом.

3. Требования пункта 1 настоящей статьи не распространяются на жалобы, порядок рассмотрения которых установлен уголовно-процессуальным, гражданским процессуальным, уголовно-исполнительным законодательством, законодательствами об административном судопроизводстве и административных правонарушениях, в сферах контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности.

Статья 26. Правовые гарантии деятельности прокурора

  1. Воздействие в какой бы то ни было форме на прокурора с целью воспрепятствования осуществлению им своих полномочий или принятия им незаконного решения влечет ответственность, установленную законами.
  2. При исполнении своих полномочий прокурор не может быть доставлен, арестован, подвергнут приводу, административному задержанию, личному досмотру, досмотру его вещей и используемого им транспорта, кроме случаев задержания на месте преступления или совершения тяжких и особо тяжких преступлений.
  3. Любая проверка сообщения, заявления либо рапорта о факте правонарушения, совершенного прокурором, досудебное расследование в отношении него осуществляется по согласованию с Генеральным Прокурором.
  4. Проверка организации деятельности органов прокуратуры государственными органами и должностными лицами осуществляется с согласия или по поручению Президента Республики Казахстан.
  5. Требования и запросы прокурора в рамках проводимой проверки, анализа состояния законности, мониторинга соблюдения законности, оценки актов, вступивших в силу, рассматриваемых обращений и осуществлении иных своих полномочий обязательны для исполнения физическими и юридическими лицами, в том числе государственными органами, учреждениями, организациями, независимо от формы собственности и их должностными лицами.
  6. Истребуемая информация, документы и иные материалы предоставляются в органы прокуратуры в формах, порядке, а также в сроки, определенные прокурором, но не менее трех рабочих дней.
  7. В необходимых случаях, в целях предотвращения необратимых последствий для жизни, здоровья человека, интересов общества и государства, массового нарушения законности и правопорядка, угрозы социально-экономической стабильности региона либо безопасности Республики Казахстан, запрашиваемая информация, документы и иные материалы предоставляются незамедлительно.
  8. Прокурор не обязан давать каких-либо объяснений по существу находящихся в его производстве материалов, актов, судебных дел и обращений, а также представлять их кому-либо для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных законодательством.
  9. Никто не вправе разглашать материалы проверок и дел без разрешения прокурора, в производстве которого они находятся.
  10. В рамках проводимой проверки, анализа состояния законности, мониторинга соблюдения законности, оценки актов, вступивших в силу, рассматриваемых обращений и осуществлении иных полномочий по требованию прокурора в установленное им место и время физические и должностные лица, а также иные представители органов, учреждений и организаций независимо от формы собственности обязаны явиться для дачи объяснений.
  11. Вызов в органы прокуратуры производится в сроки достаточные для своевременной явки, за исключением случаев возникновения чрезвычайных ситуаций или непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, путем направления уведомления (извещения).
  12. Уведомление (извещение) направляется телефонограммой, текстовым сообщением по абонентскому номеру сотовой связи или по электронному адресу, телеграммой или заказным письмом с уведомлением о его вручении либо с использованием иных средств связи, обеспечивающих фиксацию извещения или вызова.
  13. О причинах, препятствующих явке по вызову в назначенный срок, вызываемое лицо обязано уведомить вызывающего прокурора заблаговременно.
  14. В случае неявки без уважительных причин физические и должностные лица, а также иные представители органов, учреждений и организаций независимо от формы собственности могут быть по мотивированному постановлению Генерального Прокурора, его заместителей, областных и приравненных к ним прокуроров, их заместителей, районных и приравненных к ним прокуроров подвергнуты приводу (принудительному доставлению).
  15. Постановление прокурора о приводе исполняется органом внутренних дел с учетом.
  16. Привод не может производиться в ночное время.
  17. Не подлежат приводу несовершеннолетние в возрасте до четырнадцати лет и лица, не достигшие восемнадцати лет, без уведомления их законного представителя, беременные женщины, а также лица, которые по состоянию здоровья не могут или не должны оставлять место своего пребывания, что подлежит удостоверению врачом.
  18. Неисполнение законных требований прокурора либо неявка по требованию прокурора без уважительных причин влекут ответственность,  предусмотренную законами.

   Глава 4. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОКУРАТУРЫ ПО КООРДИНАЦИИ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ. КОЛЛЕГИИ В ОРГАНАХ ПРОКУРАТУРЫ. УЧАСТИЕ В ПРАВОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.   

Статья 27. Координация деятельности по обеспечению законности, правопорядка и борьбы с преступностью

1. Прокуратура координирует деятельность по обеспечению законности, правопорядка и борьбы с преступностью, в том числе посредством  координационных советов, образуемых при Генеральной прокуратуре, главных военной и транспортной прокуратурах, прокуратурах областей и приравненных к ним.

2. Решения координационных советов реализуются государственными органами-участниками путем издания совместных, ведомственных правовых актов и (или) осуществления соответствующих мероприятий.

3. Положение о Координационном совете Республики Казахстан по обеспечению законности, правопорядка и борьбы с преступностью утверждается Президентом Республики Казахстан.

4. В целях предотвращения угрозы социально-экономической и политической стабильности, массового нарушения законности и правопорядка, правоохранительные и специальные государственные органы обязаны незамедлительно информировать прокурора обо всех происшествиях.

Статья 28. Взаимодействие прокуратуры по защите прав и свобод человека и гражданина

1. В целях защиты и восстановления нарушенных прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов юридических лиц, общества и государства, прокуратура взаимодействует:

1) с государственными, местными представительными и исполнительными органами, органами местного самоуправления, учреждениями и их должностными лицами, субъектами квазигосударственного сектора и иными организациями независимо от формы собственности;

2) с Уполномоченным по правам человека в Республике Казахстан и оказывает содействие его деятельности.

2. Взаимодействие органов прокуратуры с компетентными органами иностранных государств и международными организациями осуществляется в рамках уголовно-правового сотрудничества, а также в рамках представления интересов государства по вопросам возврата доходов, полученных преступным путем, вне уголовного процесса.

Статья 29. Коллегии в органах прокуратуры

1. В системе органов прокуратуры образуются коллегии.

2. Регламент работы коллегии, её состав определяются первыми руководителями органов прокуратуры.

3. На заседаниях коллегии рассматриваются вопросы деятельности органов прокуратуры, а также иные вопросы, связанные с выявленными нарушениями законности, требующие, по усмотрению Генерального Прокурора, первых руководителей органов прокуратуры, коллегиального рассмотрения с участием заинтересованных лиц.

4. Решения коллегии принимаются большинством голосов от общего числа ее членов и являются обязательными для подчиненных сотрудников и работников органов прокуратуры.

Статья 30. Участие в правотворческой деятельности

Органы прокуратуры в целях обеспечения верховенства закона:

1) в пределах своей компетенции вносят уполномоченным и иным государственным органам предложения о совершенствовании действующего законодательства на предмет его соответствия новым потребностям правового регулирования общественных отношений;

2) по проектам нормативных правовых актов, затрагивающим компетенцию и функции прокуратуры, проводят правовую экспертизу на предмет их соответствия правовой политике государства, Конституции и законодательным актам;

3) направляют в Парламент и его Палатам позицию Генеральной прокуратуры о недостатках законодательного регулирования общественных отношений, выявляемых в ходе надзорной деятельности прокуроров;

4) выполняют иные функции в правотворческой деятельности, предусмотренные законом и актами Президента Республики Казахстан.

Глава 5. АКТЫ ПРОКУРАТУРЫ  

Статья 31. Система актов прокуратуры

1. Систему актов прокуратуры составляют:

  1. акты прокурорского надзора: протест, санкция,  указание, представление, постановление, предписание;
  2. акты прокурорского реагирования: ходатайство, заявление, обращение, разъяснение о недопустимости нарушений закона;
  3. акты уголовного преследования, порядок вынесения которых регулируются нормами уголовно-процессуального законодательства;
  4. акты, регулирующие вопросы организации и деятельности органов прокуратуры: приказы, распоряжения, указания, положения, инструкции, регламенты и другие.

2. Акты прокурорского надзора и акты уголовного преследования обязательны для рассмотрения, а в случаях, прямо предусмотренных законом, обязательны для исполнения.

3. Нерассмотрение, а равно ненадлежащее рассмотрение, неисполнение актов прокуратуры либо невыполнение законных требований прокурора влекут ответственность, установленную законами Республики Казахстан.

4. После внесения актов прокурорского надзора и реагирования сроки для привлечения лиц, совершивших нарушения, указанные в акте, приостанавливаются со дня направления акта.

Статья 32. Санкция

1. Прокурор, в установленных законом случаях дает санкцию (согласие) на совершение отдельных действий, в том числе правоограничительного характера, получение сведений, содержащих охраняемую законом тайну.

2. Санкция (согласие) на совершение действий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, либо отказ в ее (его) даче оформляется прокурором резолюцией и подписью на постановлении должностного лица после изучения материалов, на основании которых испрашивается санкция.

3. Санкция (согласие) на указанные действия, за исключением оперативно-розыскных, контрразведывательных мероприятий и негласных следственных действий, связанных с получением сведений, содержащих охраняемую законом тайну, также может быть удостоверена посредством электронной цифровой подписью в соответствии с законодательством об электронном документе и электронной цифровой подписи.

Статья 33. Указание

  1. Прокурор дает письменные указания по вопросам:

1) процессуальной деятельности органов уголовного преследования, с требованием о производстве следственных действий и процессуальных решений, а также о принятии соответствующих процессуальных решений лицом, осуществляющим досудебное расследование либо руководителем органа уголовного преследования;

2) оперативно-розыскной, контрразведывательной деятельности и негласных следственных действий;

3) проведения дополнительной проверки по делу об административном правонарушении;

4) исполнительного производства;

5) исполнения наказаний;

6) проводимых по требованию прокуратуры проверок;

7) государственной правовой статистики и специальных учетов;

8) в иных случаях, установленных законом.

2. Указания прокурора, данные в пределах его компетенции, обязательны для исполнения.

Статья 34. Представление

1. Прокурор в пределах своей компетенции вносит представление:

1) об устранении нарушений законности;

2) об устранении причин и условий, способствующих совершению уголовных и иных правонарушений;

3) в иных случаях, установленных законом.

2. Представление подлежит рассмотрению и исполнению должностным лицом или органом в течение тридцати календарных дней, а в случаях, нетерпящих отлагательства, в срок, установленный прокурором

Прокурор вправе участвовать при рассмотрении представления. О времени и месте рассмотрения представления прокурор должен быть уведомлен государственным органом или должностным лицом не позднее трех рабочих дней до дня рассмотрения представления.

О результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщается в прокуратуру в течение трех рабочих дней со дня рассмотрения представления.

Статья 35. Постановление

  1. Прокурор выносит постановление:
  2. в случаях, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством,  законодательством об административных правонарушениях;
  3. о возбуждения дисциплинарного производства;
  4. о приводе;
  5. о проведении оперативно-розыскных мероприятий;
  6. о прекращении оперативно-розыскных, контрразведывательных мероприятий и негласных следственных действий,
  7. о производстве выемки;
  8. о производстве досмотра;
  9. о приостановлении действия правового акта;
  10. о проведении проверки, анализа состояния законности, мониторинга соблюдения законности;
  11. об отмене мер запретительного либо ограничительного характера, наложенных государственными, местными представительными и исполнительными органами, органами местного самоуправления, их организациями, субъектами квазигосударственного сектора, а также их должностными и иными лицами,
  12. об отмене дисциплинарных взысканий и поощрений;
  13. о приостановлении до трех рабочих дней акта или действия должностного и иного лица до завершения проверки либо рассмотрения обращения,
  14. об отказе в регистрации проверки органов контроля и надзора;
  15. об отмене незаконных актов судебных исполнителей;
  16. о принудительном исполнении акта прокурорского надзора,
  17. в иных случаях, предусмотренных законами.
  18. Постановление прокурора подлежит обязательному исполнению в установленные им сроки. Обжалование постановления не приостанавливает его действия.

Статья 36. Протест

1. Прокурор приносит протест на противоречащие Конституции, законам, ратифицированным Республикой международным договорам и актам Президента Республики Казахстан, акты, вступившие в законную силу, решения и действия (бездействия) государственных органов, учреждений, организаций, должностных и иных уполномоченных лиц.

2. Протест приносится в орган, учреждение, должностному или иному уполномоченному лицу, принявшему незаконный акт, решение, или в вышестоящий орган либо вышестоящему должностному лицу. В таком же порядке опротестовываются незаконные действия (бездействия) органа, учреждения, должностного или иного уполномоченного лица.

3. Протест прокурора подлежит рассмотрению соответствующим органом или должностным лицом в течение десяти календарных дней.

Прокурор вправе установить иной срок рассмотрения протеста, обусловленный необходимостью подготовки и принятия по нему решения, но не менее трех рабочих дней.

О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме. Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его либо вышестоящим лицом.

Орган или должностное лицо обязаны известить прокурора о времени и месте рассмотрения протеста.

4. В протесте прокурор требует отмены незаконного акта либо приведения его в соответствие с Конституцией, законами, актами Президента Республики Казахстан и ратифицированными Республикой международными договорами, нормативными правовыми актами, а также прекращения незаконного действия (бездействия) должностного лица и восстановления нарушенного права.

5. До принятия решения по протесту Генеральный Прокурор, заместители Генерального Прокурора, главные военный и транспортные прокуроры, областные и приравненные к ним прокуроры, районные и приравненные к ним специализированные прокуроры вправе приостановить исполнение опротестованного правового акта либо действия (бездействия).

6. Основания, порядок, сроки принесения протестов на судебные акты определяются настоящим Конституционным законом и иными законами.

Статья 37. Ходатайство

Ходатайство о пересмотре судебных актов, не вступивших в законную силу, вносится прокурором в порядке, установленном уголовно-процессуальным, гражданским процессуальным законодательством Республики Казахстан и законодательством Республики Казахстан об административных правонарушениях, административном судопроизводстве.

Статья 38. Заявление

1. Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением (иском) в интересах лица, если он в силу физиологических особенностей, психических отклонений либо  иных обстоятельств не может самостоятельно осуществлять защиту своих прав, а также несовершеннолетнего лица, если законные представители или органы, которые призваны защищать права, свободы и интересы такого лица, не должным образом осуществляют их защиту.

2. В интересах юридического лица, общества или государства заявление (иск) подается в суд:

1) для защиты прав неограниченного круга лиц;

2) для устранения нарушений, которые повлекли или могут повлечь значительные социально-экономические или правовые последствия для общества или государства;

3) при необходимости защиты интересов общества или государства, если защита этих интересов должным образом не обеспечивается уполномоченным государственным органом, к компетенции которого отнесены соответствующие полномочия, а также в случаях отсутствия такого органа;

4) о признании организации, осуществляющей свою деятельность на территории Республики Казахстан и (или) другого государства, экстремистской или террористической с запрещением деятельности на территории Республики Казахстан в случае осуществления ею экстремизма и (или) терроризма, а также о признании экстремистскими и (или) террористическими информационных материалов, ввозимых, издаваемых, изготавливаемых и (или) распространяемых на территории Республики Казахстан и содержащих признаки экстремизма и (или) терроризма с запрещением их ввоза, издания, изготовления и (или) распространения на территории Республики Казахстан;

5) в иных случаях, установленных законами.

3. Заявление (иск) может быть подано прокурором в суд независимо от просьбы заинтересованного лица.

4. При отклонении актов прокурорского надзора, оставления их без рассмотрения либо неисполнения указанных в нем требований, прокурор обращается с заявлением (иском) в суд о признании действий (бездействия) и актов органов и должностных лиц незаконными и принудительном исполнении требований прокурора.

5. Заявление (иск) прокурора не облагается государственной пошлиной и иными сборами.

Статья 39. Обращение

Генеральный Прокурор и его заместители, Главные военный и транспортный прокуроры, прокуроры областей и приравненные к ним прокуроры, районные и иные приравненные к ним прокуроры вправе выступить с обращением к должностным лицам, государственным органам, юридическим и физическим лицам в целях обеспечения законности и общественной безопасности, предупреждения правонарушений, а также защиты прав и свобод человека и гражданина.

Обращение распространяется с использованием средств массовой информации или иным публичным способом.

Статья 40. Предписание

1. Предписание об устранении нарушений законности вносится прокурором и направляется органу или должностному лицу, допустившему нарушение закона, либо органу или должностному лицу, правомочному устранить допущенное нарушение.

2. Предписание вносится в случаях, если нарушение законности носит явный характер и требует незамедлительного устранения нарушений законности либо может причинить существенный вред правам и свободам человека и гражданина, охраняемым законом интересам юридических лиц, общества и государства, угрозы нарушения конституционному строю и национальной безопасности Республики Казахстан.

3. Предписание не может вноситься на нормативные правовые акты.

4. В предписании должны содержаться указания на нормы Конституции, законов, актов Президента Республики Казахстан и иных законодательных актов, которые нарушены, характер правонарушения и конкретные требования о мерах по устранению нарушения.

5. Предписание подлежит обязательному исполнению в срок, установленный прокурором. Об исполнении предписания незамедлительно сообщается прокурору. Неисполнение предписания прокурора влечет ответственность, предусмотренную законами Республики Казахстан.

Статья 41. Разъяснение о недопустимости нарушений закона

В целях предупреждения правонарушений, обеспечения общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина или при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, прокурор разъясняет в письменной, устной либо публичной форме физическим лицам и представителям  юридических лиц о недопустимости нарушений закона и предупреждает их об установленной законом ответственности.

Статья 42. Опубликование актов прокуратуры

1. Нормативные правовые акты Генерального Прокурора, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан подлежат официальному опубликованию с соблюдением требований законодательства о защите государственных секретов и иной охраняемой законом тайны.

 2. Для обеспечения гласности своей деятельности органы прокуратуры могут публиковать в средствах массовой информации акты прокуратуры на незаконные действия и решения органов и должностных лиц, нарушающие конституционные и иные охраняемые законом права человека и гражданина, интересы юридических лиц и государства.

Статья 43. Обжалование действий и актов надзора прокурора

1. Действия и акты надзора прокурора могут быть обжалованы вышестоящему прокурору либо в суд в случаях и порядке, установленном настоящим Конституционным законом и иными законами.

2. Обжалование актов надзора и действий прокурора не приостанавливает их исполнения.

3. До вынесения решения по жалобе на действия или акты надзора прокурора вышестоящий прокурор вправе приостановить их исполнение.

4. Вышестоящий прокурор по жалобе физических и (или) юридических лиц либо по своей инициативе может отменить, отозвать, приостановить или изменить акты нижестоящего прокурора.

Глава 6. КАДРЫ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ И ИХ ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Статья 44. Состав кадров органов прокуратуры

1.  Кадры органов прокуратуры составляют прокуроры и иные работники.

2.  Прокурор – гражданин Республики Казахстан, состоящий на службе в системе органов прокуратуры, которому присвоен классный чин или воинское звание офицерского состава.

3.  К иным работникам органов прокуратуры относятся административные государственные служащие, военнослужащие рядового и сержантского состава,  гражданские служащие и работники по трудовому договору.

4. Перечень должностей системы органов прокуратуры, которым присваиваются классные чины или воинские звания, а также соответствующие им предельные классные чины или воинские звания утверждаются Президентом Республики Казахстан.

5. Прокуроры проходят службу в соответствии с законодательством Республики Казахстан о правоохранительной службе с особенностями, предусмотренными настоящим Конституционным законом.

7. Прокуроры органов военной прокуратуры, Военного департамента Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры, военнослужащие рядового и сержантского состава проходят службу в соответствии с законодательством Республики Казахстан о воинской службе с особенностями, предусмотренными настоящим Конституционным законом, обладают статусом, пользуются правами и льготами, установленными для военнослужащих Вооруженных Сил Республики Казахстан.

8. Административные государственные служащие органов прокуратуры проходят службу в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственной службе с особенностями, предусмотренными настоящим Конституционным законом.

9. Военнообязанные прокуроры состоят на специальном учете в органах прокуратуры.

Статья 45. Меры правовой защиты и социальной поддержки прокуроров

1. Нуждающиеся в жилище прокуроры и члены их семей обеспечиваются жилищем на период прохождения службы в соответствии с жилищным законодательством Республики Казахстан.

Нуждающемуся в жилище прокурору взамен предоставления служебного жилища выплачиваются жилищные выплаты в виде специального денежного обеспечения за счет бюджетных средств.

2. 2. вом Республики Казахстан.уры выплачивается денежная компенсация на содержание жилища в размере и порядке определяемом ПравитеВ случае перемещения и продвижения по службе прокурора, повлекшее переезд из одного населенного пункта в другой на удаление более пятидесяти километров, ему выплачивается подъемное пособие в размере двухмесячного денежного содержания на самого прокурора и половины месячного денежного содержания на каждого члена семьи, переехавшего вместе с ним. 

При перемещении и продвижении по службе прокурора, ему возмещаются за счет государства затраты за перевозку до десяти тонн собственного имущества, а также за проезд на железнодорожном, водном, автомобильном транспорте, включая членов семьи, переехавших вместе с ним.

Перечень должностей системы органов прокуратуры, дающие право прокурорам при перемещении и продвижении по службе на подъемное пособие, возмещение затрат за проезд на транспорте и за перевозку собственного имущества, определяется Генеральным Прокурором.

3. Прокуроры и пенсионеры органов прокуратуры, а также совместно проживающие с ними члены семьи обеспечиваются медицинским и санаторно-курортным обслуживанием за счет бюджетных средств, в порядке, определяемом Правительством.

4. Прокурорам, увольняемым из органов прокуратуры с правом на пенсионные выплаты по выслуге лет, по состоянию здоровья или в связи с сокращением штатов, имеющим стаж правоохранительной или воинской службы не менее двадцати пяти  лет, в том числе стаж в органах прокуратуры не менее пятнадцати лет, выплачивается единовременное выходное пособие в размере двадцати четырех месячного денежного содержания.

5. Пенсионеры органов прокуратуры, уволенные из органов прокуратуры с правом на получение пенсионных выплат за выслугу лет, а также прокуроры, получившие увечье (ранение, травму, контузию) при исполнении служебных обязанностей и признанные негодными к службе, имеют право ношения форменной одежды на торжественных мероприятиях и официальных приемах.

6. В период действия военного или чрезвычайного положения, проведения антитеррористической операции, в условиях вооруженного конфликта, а также при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций допускается привлечение прокурора к выполнению возложенных на него обязанностей в отрыве от пункта постоянной дислокации: изменение режима служебного времени, возложение на него дополнительных обязанностей, командирование в другую местность, временный перевод в другое подразделение без изменения характера службы, а также установление иных особых условий и дополнительных ограничений без согласия сотрудника.

В этих случаях срок службы прокурора исчисляется из расчета один день за три и выплачивается денежное содержание в трехкратном размере.

Статья 46. Оплата труда и пенсионное обеспечение кадров органов прокуратуры

1.  Оплата труда прокуроров и иных работников органов прокуратуры осуществляется на основании единой системы оплаты труда работников органов, содержащихся за счет государственного бюджета.

2.  Пенсионное обеспечение прокуроров осуществляется в соответствии с законодательством о пенсионном обеспечении.

3.  Прокурорам, увольняемым из органов прокуратуры с правом на пенсионные выплаты по выслуге лет, имеют право досрочного снятия пенсионных накоплений, хранящихся в пенсионном фонде.         

4.  Пенсионное обеспечение административных государственных служащих органов прокуратуры, имеющих стаж государственной службы в органах прокуратуры не менее двадцати пяти лет, осуществляется в порядке, предусмотренном для сотрудников правоохранительных органов в соответствии с законодательством о пенсионном обеспечении.

5.  При этом стаж государственной службы в органах прокуратуры приравнивается к стажу службы в органах прокуратуры для подсчета выслуги для назначения пенсионных выплат.

6.  При выходе на пенсию административным государственным служащим, имеющим стаж государственной службы в органах прокуратуры не менее двадцати лет, выплачивается единовременное выходное пособие в размере пятнадцати месячных должностных окладов.

Статья 47. Финансирование деятельности прокуратуры

  1. Финансирование деятельности прокуратуры  осуществляется за счет средств республиканского бюджета.
  2. Бюджет прокуратуры должен обеспечивать реализацию  конституционных функций органов прокуратуры.
  3. Расходы системы органов прокуратуры составляют не менее 6,5 процентов от общей суммы расходов по бюджетной программе 001 всех государственных органов, установленных республиканским бюджетом за предыдущий финансовый год.
  4. В случае снижения общей суммы расходов по бюджетной программе всех государственных органов в результате уточнения республиканского бюджета, корректировки республиканского бюджета или проведения секвестра размер расходов на систему прокуратуры, установленный республиканским бюджетом на соответствующий плановый период, не подлежит уменьшению.
  5. Расходы на систему органов прокуратуры, установленные республиканским бюджетом на соответствующий плановый период, не подлежат секвестру.
  6. При уточнении, корректировке республиканского бюджета в течение текущего финансового года расходы на систему органов прокуратуры, установленные республиканским бюджетом на соответствующий плановый период, не подлежат уменьшению.
  7. Для администратора бюджетных программ системы органов прокуратуры не устанавливается лимит расходов, предусмотренный Бюджетным Кодексом Республики Казахстан.
  8. Бюджетная заявка администратора бюджетной программы системы органов прокуратуры включается в проект республиканского бюджета без внесения изменений.

Статья 48. Служебные удостоверения и печать

1. Генеральному Прокурору, заместителям Генерального Прокурора, председателю Комитета по правовой статистике и специальным учетам служебные удостоверения установленного образца выдаются Администрацией Президента Республики Казахстан.

2. Генеральный Прокурор, руководители органов прокуратуры выдают служебные удостоверения установленного образца подчиненным сотрудникам.

3. Служебное удостоверение является документом, подтверждающим личность прокурора, его классный чин или воинское звание, должность, право на ношение и хранение огнестрельного и иного оружия.

 4. Органы прокуратуры имеют печати с изображением Государственного Герба Республики Казахстан и своим наименованием на государственном и других языках.

Глава 7. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 49. Порядок введения в действие настоящего Закона и связанные с ним особенности деятельности прокуроров

1. Настоящий закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

2. Действие пунктов 3 статей 15 и 16 настоящего Конституционного закона  распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие.

Статья 50. Меры по реализации настоящего Закона.

Признать утратившим силу Закон Республики Казахстан от 30 июня 2017 года «О прокуратуре».

        

Президент Республики Казахстан

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Жоғары

Вы не можете скопировать содержимое этой страницы